Тайны предпроверочных мероприятий налогового органа
Общеизвестно , что платить налоги является конституционной обязанностью граждан (ст.57 Конституции России).Те кто вознамерился осуществлять предпринимательскую деятельность (часть 1 ст.34 Конституции РФ) знакомы с этим не понаслышке. Контроль за соблюдением порядка исполнения налоговой обязанности возложена правительством на Федеральную налоговую службу России. Ее права строго регламентированы Положением о ней и Налоговым кодексом, четко закрепившем какие именно мероприятия налогового контроля могу осуществлять налоговики.
Так, среди наиболее известных форм налогового контроля получил свою известность именно учет плательщиков по месту осуществления ими деятельности с присвоением ИНН (идентификационного номера плательщика). Среди прочих-право на проведение выездных и камеральных проверок.Со временем перечень расширился ввиду появления института налогового мониторинга. Не так давно в повсеместный обиход ворвался новый, ранее не известный термин «предпроверочные мероприятия». Речь идет о том, что к определенному налогоплательщику у налогового органа есть накопившиеся вопросы, которые требуют своего ответа. Совокупность информации, полученной в результате таких мероприятий, могут быть положены в основу, например, выездной налоговой проверки. С точки зрения налоговиков-это дополнительный способ получения и обработки информации о налогоплательщике, его доходах и расходах,деятельности, с целью принятия решения относительно целесообразности проведения в последующем той или иной формы налогового контроля для закрепления факту уклонения от уплаты налогов.
Но есть и аспект юридический. Он касается того, что получается, что сбор доказательственной базы, доказывание вины начинается не с момента назначения проверки, а с момента когда налоговый орган решил пристально присмотреться к конкретному плательщику. Получается, что выездная провер ка нужна уже как какркас, своего рода «аквариум», который нужно наполнить собранной информацией. И назначение выездной проверки является для инспекции в таком случае гарантом последующих значительных доначислений. Что уж говорить о том, что виновность плательщика в таком случае рассматривается налоговиками как безусловной уже априори.По аналогии с уголовно-процессуальным правом и законодательством об оперативно-розыскной деятельности получается, что у налоговиков появился законодательно не отрегулированный по правам и обязанностям, срокам проведения и процедурам так называемый предпроверочный анализ.Проведен он может быть, по мнению налоговиков, в любой момент в отношении любого лица, выводы по результатам такого анализа могут быть самые неожиданные непредсказуемые.Теперь возьмем ракурс экономический, инвестиционный. Насколько спокойно будет чувствовать себя инвестор, если в любой момент его могут «предпроверить», как на это посмотрят его контрагенты, которые узнают о факте такой «предпроверки», не будет ли это новой усовершенствованной формой рейдерства и поглощений через получения инсайдерской информации в рамках таких мероприятий? Резюмирую, в результате такого волюнтаристкого шага налоговая служба своей придумкой присвоила себе полномочия,по-сути, тотального неограниченного контроля. Ее механизмы сравнимы с отдельными элементами оперативной работы спецслужб и полномочиями следственных органов на стадии проведения доследственной проверки.
Таким образом, с появлением данного инструментария получаем следующее. Расширение функций ФНС России любыми ресурсными возможностями. Наличие репрессивного уклада в отношениях налогоплательщик –государство. Сбор информации об участниках налоговых отношений происходит непроцессуальными способами нарушением базовых принципов права.В таком случае, ждать экономического роста, рассчитывать на детоксикацию предпринимательского сообщества (выхода незаконного предпринимательства из «тени» и «гаражной экономики»)-совершенно рассчитывать с такими инструментами не стоит.А декларированные доначисления послужат лишь ухудшению состояния как российской экономики, так общества и гражданина в целом. Таким образом, уже сейчас надо добиться закрепления в НК РФ ряда понятий, используемых в налоговом контроле налоговым ведомством, в частности, нормативного закрепления статуса программного комплекса системы АСК НДС и его использования в с рамках налогового контроля, а предпринимательскому сообществу научиться готовиться к созданию правовой основы осуществления безопасного бизнеса задолго до проявления к нему интереса со стороны контролирующих структур .