Тёмная сторона трудового процесса, или как противостоять корпоративному мошенничеству
Предательство нельзя прощать хотя бы потому, что сами предатели никогда себе не простят собственного предательства, а значит, будут всегда опасны – и предадут ещё.
М. Пьюзо
В данной статье вы найдёте ответы на то, чем рискует собственник бизнеса, если сотрудники компании мошенничают; как организовать внутренний контроль в организации, а также какие системные ошибки совершают управленцы, пытаясь бороться с мошенничеством.
Очевидно, что воровство и злоупотребления сотрудников наносят компании вред – как имущественный, так и репутационный. И риски эти многообразны и чрезвычайно опасны настолько, что не всегда руководители или собственники бизнеса придают этому значение в должной мере.
Не так давно в уголовно-правовой и судебной практике в обиходе был термин «вредительство». Немало специалистов народного хозяйства различного звена: инженеров, служащих, рабочих и крестьян столкнулись с обвинениями в нарушении социалистической законности и совершении преступлений против собственности в виде вредительства.
Канули в лету те времена, наступила эпоха господства частной собственности, частных форм ведения предпринимательской деятельности, но не перестали совершаться преступления. Причём не все из них теперь направлены против интересов государства, некоторые из мошенников не прочь залезть в карман и к тем, кто представляет собой малый и средний бизнес. Поэтому на смену мелкому воровству, прогулам, нарушениям техники безопасности пришли нарушения, которые стали серьёзно бить «по карману» бизнеса и так несущего значительное бремя «налоговой нагрузки».
Каковы же риски столкнуться с такими явлениями?
1. Если провести градацию рисков, то первым из них стоит назвать риск снижения прибыли. Потери от воровства учтённой продукции, конечно, фиксируются, однако, согласно бухгалтерским и налоговым правилам, воровство нельзя списать на одну из статей расхода подобно браку или естественным убыткам. То есть воровство со стороны персонала компания покрывает за счёт получаемой прибыли (если не был обнаружен виновник). Фонд оплаты труда тоже формируется за счёт прибыли. Соответственно, получается система, при которой один крадёт, а недополучают остальные. Это несправедливо и разрушительно для системы мотивации, действующей в организации.
2. Также существует риск потери рынка сбыта товаров или предоставления услуг и качества бренда. Если на рынок может выйти товар по заниженной цене или некачественная продукция, предназначенная к списанию, то это может привести к нарушению баланса установленных на рынке цен и к претензиям к качеству со стороны покупателей, вплоть до потери конкурентоспособности.
3. Налоговые последствия таковы, что при поступлении «левого» товара или при заключении сотрудником фиктивных контрактов таким бизнесом может заинтересоваться налоговая инспекция, со всеми вытекающими последствиями: с проведением выездной налоговой проверки, передачей материалов для оценки в правоохранительные органы, признанием сделки ничтожной.
4. Также у компании может сложиться неблагоприятная кредитная история, если будет сговор менеджеров фирмы с банковскими сотрудниками (например, обман банка при получении кредита). Также это может коснуться системы закупок для вывода денежных средств на счета подставных контрагентов, поставляющих товары по завышенным ценам для получения мошенником своей маржи за предоставленные поставщикам преференции.
5. Риск снижения мотивации персонала выражается в том, что, если сотрудник знает, что в компании можно что-то взять и начальство закроет на это глаза, он не будет уважать работодателей, особенно если у человека был подобный опыт в прошлом.
Для предотвращения подобного в компании могут быть созданы службы, которые обеспечивали бы бесперебойную работу ответственных на данном участке подразделений: кадрового; службы безопасности; ревизионной службы; юридической службы.
Также первое, с чего начинается безопасность фирмы, –принятие локальных нормативных актов: о коммерческой тайне, о персональных данных и т.д.
Кадровики нужны бизнесу для того, чтобы навести справки о работнике, не нарушив при этом тонкую грань законодательства. Наряду с кадровой службой или внутри неё создаётся также подразделение защиты информации – Айти-отдел, так как современные преступления оставляют, как правило, следы, легко устанавливаемые с помощью технических каналов связи (ведение переговоров, пересылка документов, информации, местоположение). Для определённых мер проверки фирмы принимают на работу бывших военнослужащих – сотрудников МВД или ФСБ. Обязанности такой службы – именно искать факты нарушений, лиц, их совершивших, и устанавливать причинно-следственные связи, а также помочь полиции сформировать доказательственную базу фактов хищений, присвоения или растраты.
Ревизионное или аудиторское подразделение не обязательно должно быть внутреннее, но может быть и внешне привлечённое, действующее на основании заключённого с организацией гражданско-правового договора. Оно позволит найти экономические следы преступления, поможет провести инвентаризацию, поможет в случае сопровождения процесса сформировать данные об экономических показателях полученных Обществом или предпринимателем убытков в результате противоправных действий сотрудников.
Юридическая служба поможет грамотно уволить виновных лиц по результатам служебной проверки, а также, в случае необходимости, обеспечить сопровождение процесса в суде.
В любом случае действия всех служб, обеспечивающих экономическую безопасность компании, не должны быть направлены только на наказание виновных. Им необходимо формировать систему профилактики недопустимости совершения подобного третьими лицами и в то же время строго соответствовать законодательству.