Успехи учеников делают успешной судьбу учителя
Дмитрий Анатольевич Гладышев, директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы № 59 «Перспектива» города Липецка
Учебное учреждение было создано в 1983году. Тогда был открыт детский сад-ясли на 280 мест. Сейчас «Перспектива» объединяет два детских сада и школу. Всего здесь сегодня более 1700 детей, в школе – 1100 учащихся. (Врезка? – Л.В.)
– Дмитрий Анатольевич, расскажите,насколько тернист был путь к должности директора МАОУ СШ № 59 «Перспектива»?
– Первое моё образование – педагогическое. Я окончил Липецкий государственный педагогический университет имени Семёнова-Тянь-Шанского. Одновременно заочно обучался и окончил Саратовскую государственную юридическую академию. После этого получил образование на факультете менеджмента Липецкого государственного технического университета. Трудовую деятельность начал в 2009 году в нашей школе. Начинал с педагога дополнительного образования. Вернувшись после службы в армии, стал работать заместителем директора этого учреждения, а с февраля прошлого года – уже директором.
– Вы награждены Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации…
– В 2013 году, будучи заместителем директора, я был направлен Министерством образования и науки на курсы в Воронеж. Там на базе Воронежского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации была организована площадка, где директора и заместители директоров учебных заведений Центрального федерального округа показывали своё педагогическое мастерство. Наша команда, состоящая из шести человек из разных городов ЦФО, заняла первое место. Меня решено было послать в Англию на стажировку. Там я познакомился с практиками английских школ и получил большой опыт. После этого я был на стажировке в Германии и в Сингапуре, познакомился с тем, как проходит педагогический процесс в этих странах. У нас сейчас завязались достаточно хорошие отношения с московскими ведущими школами, со школами Санкт-Петербурга и Казани. Сотрудничаем с Новосибирском. У них есть прекрасный педагогический университет, много замечательных школ, и их опыт мы активно перенимаем.
– Думаю, важное место занимает и участие во многочисленных конкурсах?
– В марте этого года наш проект выиграл конкурс Министерства образования и науки Российской Федерации по направлению «Поддержка детского и юношеского чтения». На данный момент мы заканчиваем его реализацию, провели два больших вебинара. В каждом занятии было задействовано примерно 350 школ из 60 регионов нашей страны. К 13 декабря мы готовим отчётное мероприятие по реализации федерального гранта, выделенного нам по итогам конкурса. Работа по этому проекту продолжается. Также в этом году мы стали победителями конкурса «Лучшая инновационная площадка Российской академии наук». Реализация этого проекта рассчитана на четыре года.
– В школе, которую Вы возглавляете, много заслуженных учителей Российской Федерации, отличников народного просвещения, педагогов, награждённых почётными грамотами Министерства образования и науки России. Как Вы этого достигаете?
– Мы стараемся принимать участие во всех педагогических конкурсах и фестивалях. У нас есть победители и призёры конкурса «Воспитатель года», «Учитель года». В позапрошлом году наш учитель математики выиграл муниципальный, затем региональный конкурс, а потом ездил в Сочи для участия во Всероссийском конкурсе и оказался в финале, который проходил в Москве.
То есть эта работа ведётся планомерно и постоянно. Мы выявляем и мотивируем наших учителей для участия в подобных мероприятиях, и это помогает стимулировать наших педагогов в достижении высоких результатов.
– Школа, которую Вы возглавляете, называется «Перспектива». А что ждёт детей, когда они выйдут из её стен, какова их перспектива?
– Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку только этим летом из наших стен впервые вышли девятиклассники. Их было семьдесят пять. Все наши ребята были допущены до экзаменов, и все их успешно сдали. Теперь им предстоит учиться ещё два года в других образовательных учреждениях. Мы были довольны результатами, так как, в отличие от наших учеников, выпускники некоторых других школ не смогли сдать экзамены. Мы поняли, что та подготовка, которую мы даём ребятам, – действующая. В этом году у нас девять победителей и призёров муниципальных олимпиад. Что касается выпускников одиннадцатого класса, то они покинут наши стены лишь в следующем году. Конечно, мы будет отслеживать их судьбу. Надеемся, что они поступят в те вузы, в которые планировали. Мы также знаем, куда поступили наши девятиклассники, будем следить и за их успехами. Я, например, в курсе, что некоторые наши выпускники хотели поступать в педагогический вуз, – и мы будем с ними плотно общаться, поскольку рассчитываем, что они вернутся к нам. В этом году два наших бывших ученика пришли работать в школу воспитателями. Я думаю, что перспектив у ребят много, планы у них есть, а наш сплочённый коллектив поможет им определиться и воплотить их в жизнь.
– Заместитель главы комитета Государственной Думы России по образованию и науке Борис Чернышов предложил заменить ЕГЭна тест, основанный на блокчейн-технологии, которая помогает заранее определить таланты и способности того или иного выпускника. Как Вы относитесь к этому предложению?
– По поводу единого государственного экзамена есть разные мнения, но, на мой взгляд, с каждым годом он проходит определённую трансформацию. Если вспомнить про тот ЕГЭ, который был более десяти лет назад, и посмотреть на то, как он проходит сейчас, то это, скажем, два разных экзамена. Когда всё только начиналось, это были практически только тесты, а сейчас есть много устных заданий, обязательным стал разговор на иностранном языке. Мы не должны готовить «роботов», которые бы отвечали только на тесты, а обязаны подготавливать учеников, способных реализовать те знания, что они получили в школе, и эти знания должны быть разносторонними и практическими.
– Сейчас в Правительстве Российской Федерации всё чаще говорят о здоровом образе жизни, есть даже федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Как это направление реализуется в Вашем учебном заведении?
– Мы уделяем спорту большое внимание, поскольку он является неотъемлемой частью учебного процесса. Если ребёнок прилежно учится и добивается хороших результатов в спорте, то всё это в сумме даёт максимальный результат. Если мы видим какие-то задатки у ребят, то мы связываемся со специализированными спортивными школами и передаем ребят им. Сейчас у нас есть дети, которые входят в сборную России по различным видам спорта. Ещё у нас есть собственный Центр дополнительного образования. Это более пятнадцати секций, кружков, направлений. Наши дети состязаются в шахматах, занимаются волейболом, баскетболом, футболом, регби. Многие увлечены бадминтоном, есть художественная, спортивная гимнастика. Два наших учителя физкультуры являются мастерами спорта. Ещё на базе нашей школы существует цирк, которому уже более двадцати пяти лет. Обучаем ребят танцам. Каждый год на протяжении почти десяти лет мы проводим отчётный концерт в Липецком областном центре культуры и народного творчества, где показываем родителям всё, что мы наработали за год. У нас есть театральная студия. Мы постоянно участвуем в различных конкурсах и фестивалях. Наши студийцы побывали в Санкт-Петербурге, Сочи и других городах.
– На Ваш взгляд, сегодняшние дети отличаются от тех, что были, например, пять или десять лет назад?
– Дети меняются каждый год. Нам достаточно легко это отслеживать, так как практически все ребята приходят к нам в возрасте трёх лет. Такая тенденция, я думаю, связана с информатизацией, развитием гаджетов, технологий, с большей доступностью информации. Сегодня найти те или иные данные могут даже дошкольники. Правда, возникает вопрос, а какую информацию они ищут и как потом используют. Мы в этом плане проводим работу с детьми и родителями. Сегодня в Интернете есть огромное число сайтов, но не все из них несут ту информацию, что необходима ребенку. Дети становятся другими – безусловно. А в сравнении с поступившими к нам даже пять лет назад – это очень заметно. Данный процесс неизбежен, и мы готовы к этому.
– Попасть в Вашу школу может любой ребенок или он должен предварительно пройти какой-то конкурс?
– Сегодня любой ребенок может попасть в любое образовательное учреждение, но при наличии мест в этом учреждении. К нам приходят дети из различных районов города. Никаких конкурсов или экзаменов у нас нет. Наша школа большая, она растёт, число детей с каждым годом увеличивается. Некоторое время назад к зданию нашей школы стандартного проекта был пристроен ещё один корпус, рассчитанный на триста мест. Учатся у нас ребята только в первую смену, но они остаются здесь до восемнадцати часов, занимаясь затем в различных секциях и кружках.
– Что для Вас есть успех?
– Мне хочется, чтобы наши выпускники через какое-то время пришли в школу и сказали нам спасибо. Причём не только поблагодарили учителей, но и рассказали о своих достижениях. Успехи учеников делают успешной судьбу учителя.
Андрей МАРКОВ