Караул, белочку украли!
Когда родная история не востребована, а власть халатна к бюджетным расходам.
В нашем городе есть знаковое место – Липецкое городище, находится оно в самом сердце города под Соборной горой. С этого городища принято вести летопись Липецка. Археологами доказано, что домонгольских поселений на городище не было. Но некий местный писатель сочинил историческую трилогию о борце с монголами – князе Святославе Липецком, но давно известно, со времён историка С.М. Соловьёва, что Липецк не имеет никакого отношения к упомянутому в летописях городу Липовичску, столице одноименного княжества.
В середине 2000-х на городище были археологические раскопки, они показали: единственным населением городища была мордва в период XVI–XVII веков.
Сенсации никакой нет, мы граничим с Тамбовской областью, её населяла в большом количестве мордва, а за этим регионом Мордовия, от Липецка 500 км.
Информацию об историческом факте пребывания мордвы на Липецком городище в то время я написал на федеральной ленте РИА Новости, развёрнутый материал о мордовских истоках Липецка появился в областной газете «Липецкие известия». Статью моментально перепечатали в Саранске в республиканской газете на первой странице в обрамлении мордовского национального орнамента.
Казалось бы, это историческое открытие и его освещение в федеральном и республиканском СМИ должно дать законный импульс областной и городской власти на расширение культурных связей, творческого обмена с Мордовией, да и вообще на осмысление исторических истоков Липецка.
Но где там! Прекрасный российский народ с богатейшей историей и культурой в нашем городе оказался не ко двору. Но почему? Ещё с XVI века жители Мордовии вместе с русскими казаками обороняли на Большой засечной черте юго-восточные границы России. Пролегала засечная черта по нашим местам. Они принимали участие в формировании и заселении огромных просторов Российского государства.
Но если так, то почему нет места исторической реконструкции воинов народа мордва на территории нашей области? События 1612 года свидетельствуют, что более четырёх столетий тому назад в критический для всей страны период, этот народ, проявив гражданскую сплочённость, взял на себя ответственность за судьбу страны, сумел уберечь её от распада и уничтожения.
Для жителей Мордовии особенно близок непобедимый адмирал Фёдор Ушаков – небесный покровитель Мордовии. Последние 8 лет своей жизни он провёл на мордовской земле в своей усадьбе в деревне Алексеевка.
Среди доблестных защитников Отечества на фронте в Великую отечественную войну были более 246 тысяч жителей Мордовской республики, которые на всех фронтах снискали себе славу бесстрашных воинов. Свыше 110 тысяч уроженцев Мордовии награждены боевыми орденами и медалями, 124 человека удостоены звания Героя Советского Союза. Более 134 тысяч уроженцев Мордовии не вернулись домой с полей сражений. Разве не достойно нашему областному центру иметь в своих истоках мордовский народ? В ответ – до сих пор глухая тишина…
Примерно в это же время, когда я написал о мордовских корнях Липецка, культурные власти области во главе с местным германофилом Павлом Семёновым, щеголявшим по молодости в каске Вермахта и с железным крестом, широко развернули варяжский фестиваль «Русборг». Решили, стало быть, вершить историческую реконструкцию не мордвы, которая ещё и сражалась на нашей засечной черте, а варягов, коих на земле у нас никогда не было.
С таким же успехом и странным полётом исторической фантазии можно было реконструировать на родных чернозёмах Древний Египет с битвой при Кадеше, строить в Задонском районе не варяжскую крепость, а пирамиду Хеопса, даже пусть из дерьма и палок.
Какая в этом случае разница, на что грантовые бюджетные деньги бездумно бросать?
В прошлом году ряженый конунг Павел Семёнов с треском провалил грант «Из варяг в персы», в Каспийское море его посудину не пустил Астраханский ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам). А вдруг, ежели бы Семёнов окучивал тему Древнего Египта и отправился сплавать в мифическую страну Пунт эпохи фараонши Хатшепсут?! Может быть грант и прокатил бы. Да ещё слоновой кости привёз – ходовой товар. Сие исторически для нас тоже актуально. Помните знаменитую поговорку «Россия – родина слонов»? Считают, что поговорка пошла из города Одоева в соседней с нами Тульской области. При суровом царском режиме на тамошнем рынке продавали зубы мамонта по 3 рубля серебром за штуку.
Коммерческую часть выпускник елецкого пединститута по специальности бухучёт, Семёнов никогда не упустит. На фестивале «Русборг» приезжие мастера продают свои изделия, в соцсетях не раз возмущались, что Семёнов берет с них деньги за право торговли. Сбор дани в традициях варягов, но явно не в традиции современной налоговой инспекции.
Недавно липецкий общественник Станислав Чернышевич спустился в подземный переход в самом центре города. Переход находится буквально метрах в ста от дверей Управления внутренней политики. Чернышевич обнаружил там свастику, причём судя по облупившейся краске, нарисована она была ещё несколько лет назад. Фото общественник выставил в интернете и моментально случилось чудо! Чиновники управления прибежали с ведёрком краски и закрасили свастику за несколько минут. Отличная работа! Но как объяснить, каким образом они несколько лет ходили по этому переходу с остановки на работу, а наличие свастики игнорировали? Глаза долу опускали? Фото свастики в переходе прилагаю.
Но вернёмся к главному вопросу. Есть ли какая-то информация о мордве на Липецком городище? Таковой нет, как и в культурном пространстве этого места.
Липецкое городище – ныне место фестивалей и массовых гуляний. Здесь есть сцена и огромная площадка для зрителей, есть и концертный зал, а в 150 метрах от него стоит областной Драматический театр. Места и площадок в избытке, чтобы принимать культурные и прочие коллективы из Мордовии. Ещё напротив городища построена огромная новая гостиница «Меркурий». Великолепная и отлаженная инфраструктура для такого событийного фестиваля с участием представителей Мордовской республики.
Но что же проводят культурные власти на этой вместительной площадке? Например, городской книжный, некоторым образом и литературный фестиваль «Ш.К.А.F.».
Начальник управления культуры и туризма Липецкой области Ирина Кремнёва оценила «Ш.К.А.F.» как один из самых популярных городских фестивалей. Но на него писателей из Мордовии не приглашали. Предпочитают приглашать московских, неких беллетристов. Не пригласили и многих липецких писателей.
Но что увидели зрители на книжно-литературном фестивале? Увидели футбол, показательное выступление – китайскую гимнастику Тай-чи, американского индейца – шамана у вигвама, бьющего в бубен, поединок двух ниндзя, зажигательные (на самом деле примитивные и унылые) танцы неких кавер-команд, даже знойные индийские пляски липецких барышень в сари.
Понятно, что никаких культурных коллективов из Мордовии не было. Вот и весь уровень начальника управления культуры и туризма Липецкой области Ирины Кремнёвой. Но что с неё спросить, если образования в сфере культуры нет, ведь до этого она трудилась на заводике «ЛебедяньМолоко» у своего папы.
На Липецком городище проводят фестивали Этнокультуры. Казалось бы, самых хороший повод пригласить участников из Мордовии, но так не случилось. В этом же году на городище провели Фестиваль со странным названием «Молодёжный пикник». Он тоже за бюджетные деньги и в рамках программы комплексного развития молодёжной политики РФ, части федерального проекта «Молодёжь России» национального проекта «Образование». Но о каком образовании можно вести речь, если собравшаяся на Липецком городище молодёжь не знает историю этого места?! А молодёжь из Мордовии почему не пригласили? Это же федеральный проект, я уверен, молодёжи Мордовии собственная история не безразлична. Не лишне вспомнить, что культурное воспитание молодёжи – основа консолидации общества, а приобщение к национальным культурам – основной фактор развития и консолидация многонационального народа России. Это и есть культурный код нашей страны. Иначе, вместо этого мы имеем такую культуру липецкого общества, когда в Липецке бьют в бубны у вигвамов индейцы – шаманы, бегают по городу ниндзя и варяги, пляшут индусы, но, слава Богу, ещё нет заклинателей змей и погонщиков слонов.
В июле этого года два выпускника колледжа искусств им. Игумнова избили до полусмерти 69-летнего дворника, били ногами по голове. Старик оказался в коме в нейрохирургии. Курирует колледж Управление культуры Кремнёвой.
История вроде бы бытовая, но у выпускников колледжа были педагоги и воспитатели, которые несколько лет за окультуривание нелюдей получали зарплаты. Не удивлюсь, если и для суда напишут своим бывшим подопечным положительные характеристики, дескать, во время учёбы они были хорошими, испортились за воротами заведения.
А вот ещё комедия положений из сферы культуры. Не так давно в Липецкой области выбрали символ преображения региона. Им стала белочка Лерочка.
Деньги дизайнерам уплачены. Одна незадача, как выяснилось, персонаж целиком скопирован из зарубежного обучающего видео для детского сада!
Чиновники украли белку у зарубежной учительницы рисования, она обучала дошколят, как рисовать поэтапно. Но и это не всё. Например, ту же белку использует в качестве эмблемы компания по продаже силиконовых изделий! О каких силиконовых изделиях идёт речь – расскажу, они продают силиконовые члены. Вот вам и символ Липецка белочка Лерочка. Скандал большой и некрасивый, может быть пора деньги с дизайнеров взыскать и в бюджет вернуть? Признаки мошенничества налицо. Но тема городских символов не пустая, учитывая историю, считаю справедливым внести в геральдику элементы символики народа мордвы.
Украденный символ Липецка
В августе Управление культуры вознамерилось провести большой музыкальный фестиваль на Зелёном острове в Липецке. Остров недалеко от городища. Но после массированной атаки украинских БПЛА на Липецк в ночь на 9 августа, губернатор Артамонов массовые мероприятия запретил. И правильно, надобно траур объявлять, а не петь и плясать большой массовкой. Один человек погиб, ещё несколько в тяжёлом состоянии в реанимации. Но пока Управление культуры ведёт речь только о переносе фестиваля, что весьма странно, если не провокационно. От Харькова до Липецка 375 км! Не только беспилотник может прилететь, но и ракета…
Увы, если фестиваль состоится, музыкальных коллективов из Мордовии не будет, вместо них публику станет заводить заезжий Маргулис, попросивший за одно своё выступление полтора ляма. Позвольте, за такие деньги липецкий металлург-горновой сменами стоит у доменной печи год, а возможно и два. Как-то так. Откуда такое ценообразование околокультурного труда отдельных персон? Заплаченные ему деньги – из карманов налогоплательщиков! И чем обоснован аттракцион невиданной бюджетной щедрости Управления культуры? Разве нет в Мордовии певцов, актёров, танцоров, писателей, художников, музыкантов более интересных, чем персона полузабытого Маргулиса?
В августе Управление культуры вознамерилось провести большой музыкальный фестиваль на Зелёном острове в Липецке. Остров недалеко от городища. Но после массированной атаки украинских БПЛА на Липецк в ночь на 9 августа, губернатор Артамонов массовые мероприятия запретил. И правильно, надобно траур объявлять, а не петь и плясать большой массовкой. Один человек погиб, ещё несколько в тяжёлом состоянии в реанимации. Но пока Управление культуры ведёт речь только о переносе фестиваля, что весьма странно, если не провокационно. От Харькова до Липецка 375 км! Не только беспилотник может прилететь, но и ракета…
А почему бы не проводить на Липецком городище фестиваль писателя Алексея Липецкого (Каменский), его дом был от этого места тоже не далеко? Почему был? История удивительная! Городские власти учредили литературную премию его имени, но при этом его дом снесли! С 1992 года этот дом, как памятник истории регионального значения, охранялся государством. Городской департамент культуры в 1991 году решил, что здесь будет открыт мемориальный музей писателя. Деревянный двухэтажный особняк построен в конце XIX века в Дикинской слободе. Его хорошо было видно с улицы Неделина. Поэт жил в этом доме с 1917 по 1924 годы. Здесь же у матери поэта в 1927 году гостил Исаак Бабель (можно ещё один фестиваль открывать и премию учредить, учитывая масштаб личности Бабеля). Дом оставался единственным сохранившийся в городе деревянным зданием XIX века, но его воровским способом снесли под строительство многоэтажки. Возбудили уголовное дело, но виновных не нашли…
Справка:
Алексей Каменский (Липецкий) родился в 1877 году в Липецке. Его отец, выходец из крестьян, был приказчиком торгового двора, заслужил титул «Личный почётный гражданин Липецка». Сын, занявшись литературной деятельностью, взял псевдоним по названию города, где родился. Окончив Липецкое уездное училище, будущий писатель работал делопроизводителем уездного земства, одновременно занимался литературой. В 1906 году в местной типографии был напечатан его первый сборник «Начало», состоявший из стихотворений, которые явились своеобразным откликом на революционные события 1905 года. Скорее всего, именно по этой причине у Алексея Владимировича начались разногласия с отцом. Поэт уезжает в Петербург, печатается во многих журналах, пишет прозу, занимается живописью. Здесь он знакомится с Есениным. Поэты становятся друзьями. Стихи Алексея Липецкого Сергей Есенин знал и ценил. А собратья по перу называли поэта из провинции «липецкий Есенин». В 1911 году выходит повесть Алексея Липецкого «Надя Данкова». Перед революцией 1917 года писатель возвращается в родной город, занимается просветительской работой. Первое крупное произведение Алексея Липецкого – повесть «Сибирка» (1927). В последующие годы выходят романы «Наперекор» (1928), «Мельница в Карташове» (1931). Современному читателю эти произведения практически неизвестны, их можно найти только в архивах и у коллекционеров. Алексей Липецкий погиб на фронте в 1942 году.
В 1986 году в Воронеже была издана книга стихов и рассказов Алексея Липецкого, дающая представление о творчестве этого писателя.