Дмитрий Соколов. Тайны предпроверочных мероприятий налогового органа

Общеизвестно, что уплата налогов является конституционной обязанностью граждан (ст. 57 Конституции России). Те, кто вознамерился осуществлять предпринимательскую деятельность (часть 1 ст. 34 Конституции РФ), знакомы с этим не понаслышке. Контроль за соблюдением порядка исполнения налоговой обязанности возложен Правительством РФ на Федеральную налоговую службу России. Её права строго регламентированы Положением о ФНС и Налоговым кодексом, где чётко закреплено, какие именно мероприятия налогового контроля могут осуществлять налоговики. Так, среди наиболее известных форм налогового контроля получил известность учёт плательщиков по месту осуществления ими деятельности с присвоением ИНН (идентификационного номера плательщика). Среди прочих – право на проведение выездных и камеральных проверок. Со временем перечень расширился ввиду появления института налогового мониторинга.

Не так давно в повсеместный обиход ворвался новый, не известный ранее термин «предпроверочные мероприятия». Речь идёт о том, что к определённому налогоплательщику у налогового органа есть накопившиеся вопросы, которые требуют своего ответа. Совокупность информации, полученной в результате таких мероприятий, может быть положена в основу, например, выездной налоговой проверки. С точки зрения налоговиков – это дополнительный способ получения и обработки информации о налогоплательщике – о его доходах и расходах, о его деятельности – с целью принятия решения относительной целесообразности проведения в последующем той или иной формы налогового контроля для закрепления факта уклонения от уплаты налогов. Но есть и аспект юридический. Он касается случая, когда сбор доказательственной базы, доказывание вины начинается не с момента назначения проверки, а с момента, когда налоговый орган решил пристально присмотреться к конкретному плательщику. Получается, что выездная проверка нужна уже как каркас, своего рода «аквариум», который нужно наполнить собранной информацией. И назначение выездной проверки является для инспекции в подобном случае гарантом последующих значительных доначислений. Что уж говорить о том, что виновность плательщика в этом случае рассматривается налоговиками как безусловная уже априори. По аналогии с уголовно-процессуальным правом и законодательством об оперативно-розыскной деятельности получается, что у налоговиков появился законодательно не отрегулированный по правам и обязанностям, срокам проведения и процедурам так называемый предпроверочный анализ. Проведён он может быть, по мнению налоговиков, в любой момент в отношении любого лица, и выводы по результатам такого анализа могут быть самые неожиданные и непредсказуемые.

Теперь возьмём ракурс экономический, инвестиционный. Насколько спокойно будет чувствовать себя инвестор, если в любой момент его могут «предпроверить»? Как на это посмотрят его контрагенты, которые узнают о факте такой «предпроверки»? Не будет ли это новой усовершенствованной формой рейдерства и поглощений через получение инсайдерской информации в рамках таких мероприятий? Резюмирую: в результате такого волюнтаристского шага налоговая служба своей придумкой присвоила себе полномочия, по-сути, тотального неограниченного контроля. Созданные ею механизмы сравнимы с отдельными элементами оперативной работы спецслужб и полномочиями следственных органов на стадии проведения доследственной проверки. Таким образом, с появлением данного инструментария мы получаем расширение функций ФНС России любыми ресурсными возможностями и наличие репрессивного уклада в отношениях налогоплательщик – государство.

Сбор информации об участниках налоговых отношений происходит непроцессуальными способами и с нарушением базовых принципов права. Поэтому ждать экономического роста, рассчитывать на детоксикацию предпринимательского сообщества (выхода незаконного предпринимательства из «тени» и «гаражной экономики») с такими инструментами совершенно не стоит. А декларированные доначисления послужат лишь ухудшению состояния как российской экономики, так и общества и гражданина в целом. Таким образом, уже сейчас надо добиться закрепления в НК РФ ряда понятий, используемых в налоговом контроле налоговым ведомством, и в частности – нормативного закрепления статуса программного комплекса системы АСК НДС и его использования в рамках налогового контроля, а предпринимательскому сообществу стоит учиться и готовиться к созданию правовой основы осуществления безопасного бизнеса задолго до проявления к нему интереса со стороны контролирующих структур.