ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского: университет будущего в настоящем

2019 год для Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского – год юбилейный. Уже 70 лет это учебное заведение, основываясь на классических традициях преподавания и внедряя инновационные методики обучения, готовит лучших специалистов в сфере естественных, математических и технических наук, филологии, культуры и искусства. Свой праздник университет будет отмечать 19 декабря и встречает торжество обновленным, готовым к светлому будущему. О возвышенном и приземленном рассказала ректор ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского Нина Федина.

– С нашим университетом непосредственно связано понятие «липецкий опыт», которое прочно вошло в историю педагогики, – рассказывает Нина Владимировна. – Имена липецких новаторов – Сталя Шмакова, Константина Москаленко – известны далеко за пределами нашего региона, а уроки в современных образовательных учреждениях до сих пор основываются на системе этих педагогов. Мы с гордостью сохраняем традиции классической школы и вместе с тем продолжаем процесс переформатирования всех сфер жизни университета. Три года назад из 13 факультетов были сформированы 6 крупных профильных институтов, объединивших кафедры, которые занимаются изучением близких, смежных проблем. Эти преобразования открыли дополнительные возможности для объединения учебной, научной и творческой работы преподавателей и студентов.

Уровень подготовки учителей является одним из самых важных и острых вопросов на сегодняшний день. Как изменились подходы к отработке практических навыков будущих педагогов?

– Как и в любой профессии, для педагогов очень важна мотивированность, ориентирование на результат. Для этого мы разработали целый комплекс мероприятий, которые направлены на развитие надпрофессиональных компетенций. Именно эти навыки сейчас особенно важны, так как они позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности человека. Для этого организован конкурс «Моя профессия – Учитель», призванный подчеркнуть значимость педагогической деятельности, дать возможность применить собственные знания, развить творческий потенциал. Стоит подчеркнуть, что управление образования и науки Липецкой области, департамент образования администрации г. Липецка, районные отделы образования уделяют большое значение проблеме дефицита педагогических кадров – в связи с этим в регионе организованы педагогические классы. Это традиционный формат подготовки специалистов, существовавший ещё в 70-80-е гг. XX века и подтвердивший свою эффективность. Он включает не только теоретический, но и практический компонент, а также психолого-педагогическую подготовку учащихся. Педагогические классы необходимы ещё для того, чтобы, школьники могли как можно раньше определиться с профессиональной ориентацией и воспринять все преимущества непрерывного педагогического образования.

Переходя от возвышенного к приземленному, нельзя не заметить, как преобразился интерьер и экстерьер вуза. Расскажите о наиболее значимых изменениях.

– Представляете, у нас есть аудитория 1959 года, которая находится в рабочем состоянии, и аудитория, открытая 2 сентября 2019 года. Вот так, сочетая старое и новое, мы вошли в новую цифровую эпоху и преобразуем внутреннее и внешнее. Являясь сторонниками демократических принципов, мы предложили своим студентам самим внести свои предложения по улучшению жизни в университете. Так, институт культуры и искусства стал автором идеи оформления входа в университет: теперь ступени похожи на граниты наук –так мы подчеркиваем единство образовательного процесса, значимость всех сфер научного знания. Значительно преобразился хоровой класс. И если до ремонта студенты позволяли себе иногда сфальшивить, то теперь поют точно, нота в ноту (смеется). На самом деле, специально для творческих специальностей вместо одного из ЕГЭ мы ввели профильные испытания, что, несомненно, сказалось на «качестве» абитуриентов. Проект «Студенты – родному вузу» подарил нам прекрасные картины – результат совместного труда учащихся.

Не так давно вашему учебному заведению присвоено имя нашего великого соотечественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. Помимо прекрасного внешнего оформления это нашло отражение в стенах университета?

– Конечно! У нас создана аудитория П.П. Семенова-Тян-Шанского – своеобразный музей, где хранятся личные вещи знаменитого ученого. Сейчас здесь же представлено и современное экологическое оборудование. Мы развиваем геоинформатику – это такое направление, которое предполагает создание географических информационных систем. С помощью квадрокоптера мы ведем съемку территории в имении П.П. Семенова-Тян-Шанского, создаем ГИС парка, где хранится вся информация вплоть до возраста каждого отдельного дерева. Кроме того, большая работа ведется в рамках проекта «Культурные ландшафты малых городов». Специальная программа позволяет создать 3D-модели по Чаплыгину, Задонску, Лебедяни, Усмани.

Продолжая разговор о современных технологиях, как ещё создается цифровая среда в вузе?

– Интерактивные доски, все виды роботов, 3D-принтеры, уникальная аппаратура для химических анализов, исследований наноструктур – это реальность сегодняшнего дня. И мы очень рады, что у нас есть возможность предоставить эту высокотехнологичную аппаратуру молодым ученым для исследований, проведения практических занятий для студентов – в общем, для нашего будущего. Каждая лаборатория – это кладовая науки, оснащенная по последнему слову техники.

Студенты оценили такую заботу? Стал ли вуз популярнее?

– Нашу работу оценили все: и министр науки и высшего образования Михаил Котюков, который посетил наш университет с визитом, и администрация Липецкой области, и сами студенты. Конечно, показателем является тот факт, что абитуриенты сегодня выбирают наш вуз, причем не только российская молодежь, но и жители зарубежных стран. Представьте себе, на международном факультете в 2017 году училось не более сотни человек, сегодня их уже 216 – из 31 страны мира!

Какое направление в педагогике сейчас является особенно востребованным? На что будет сделан акцент в 2020 году?

– К сожалению, в настоящее время одним из наиболее востребованных и поэтому приоритетных направлений является нейропедагогика. За четверть века число детей-инвалидов значительно увеличилось в несколько раз, и специалистов в сфере инклюзивного образования действительно не хватает. Существующие образовательные технологии уже недостаточны для реализации педагогического процесса в условиях инклюзии. Именно поэтому в начале текущего учебного года мы открыли специализированную лабораторию, главная задача которой – проводить исследования нейрокогнитивных механизмов развития личности в условиях цифровизации образовательного пространства. Акцент в этом случае делается на том, как обучается головной мозг, какие виды стимуляции познавательной активности существуют. Как тренировать мышление, развивать память, восстанавливать воспоминания и лечить расстройства обучения – эти вопросы лежат в сфере нейрообразования. В целом, эта наука позволяет повысить обучаемость тех детей, кому тяжело поддерживать высокую производительность на учебных занятиях. Учить всех и всему – вот общая задача! И наша миссия в этом случае остается неизменной – подготовить Учителей с большой буквы, воспринявших опыт прошлого и смело идущих в цифровое будущее.

Валентина ЖАРКОВА