Лицей 44 – современная школа с глубокими традициями

Школы появились ещё в Древнем Египте и стали непременным атрибутом развитой цивилизации. Как сегодня этот социальный институт определяет свои главные задачи? Какая она, современная школа? На эти и другие вопросы ответила директор лицея 44 Наталья Ельчанинова.

Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, обладатель нагрудного знака ‘За засдуги перед городом Липецком’, Наталья Федоровна посвятила работе в лицее большую часть своей жизни. Только в статусе директора она работает уже 15 лет, а до этого преподавала биологию и химию в родном лицее. Ей, как никому другому, заметны изменения, произошедшие в сфере образования в общем и лицее 44 в частности.

– Понятие «современная школа» включает в себя многое, – подчеркивает Наталья Федоровна. – И это совершенно не обязательно суперсовременное здание с пластиковыми панелями и хромированными перилами. Мне милее наши лестничные пролеты, мраморные полы, деревянные перила. А парадная лестница! Это же наша история – с неё начинается лицей. Монументальность, классика, традиции – вот те основы, которые находят отражение во внешнем облике школы и определяют ее внутреннее содержание.

Многое же всё-таки изменилось – в расположении кабинетов, рекреаций и т.п.?

– Да, безусловно. Как и любая система, школа меняется, становится лучше, апробирует новые формы работы. В математической рекреации расположились теннисные столы – дети бегут сюда со всех этажей, чтобы занять очередь; на третьем этаже, где преобладают кабинеты дисциплин естественного цикла, мы организовали ботанический сад – растения собирались всем миром: руководством школы, учителями и детьми. Библиотека на первом этаже превратилась в современный библиотечный информационный комплекс – там теперь находится интерактивная панель, которую мы активно используем. Закупить такое оборудование позволила нам победа в федеральном конкурсе ФЦПРО среди школ, внедряющих инновационные программы. Наш проект «Созидатель» был высоко оценен жюри, и школе как победителю конкурса был выделен 1 млн рублей из федерального бюджета и 500 тыс. рублей – из областного. Эти средства были направлены на обновление актового зала и компьютерных классов, пополнение библиотеки.

И всё же, возвращаясь к содержанию обучения, лицей – это прежде всего что?

– Это традиции и преемственность, дух ученичества наконец. Лицей с момента его основания всегда откликался на новые веяния – здесь впервые появились математические классы, но в то же время большое значение для нас всегда имели традиции классического образования, высокий уровень культуры педагогов и учеников.

В чем же проявляется современность сегодня?

– Современное не должно быть во внешних атрибутах, во многом оно нашло отражение в программе «Электронная школа». Мы отказались от бумажных журналов – ввели электронные. Оборудование дало возможность обеспечить все кабинеты техникой, скорость которой составляет 100 мегабит в секунду. По-другому просто невозможно: у нас 55 классов, из них 45 работают в первую смену и 10 – во вторую. И компьютеры включаются одновременно, чтобы учителя могли проставить успеваемость, отметить тему урока. Кроме того, электронные дневники пользуются большой популярностью у родителей – они предоставляются по запросу. Как только ребенок получает отметку – информация приходит на телефон маме или папе. На сайте школы существует раздел «Классная жизнь»: благодаря ему родители могут видеть, какие события организуются, оценить активность классного руководителя, проанализировать пользу мероприятий для детей. Кроме того, цифровые технологии позволяют проводить собрания с родителями дистанционно – их организует Управление образования города Липецка, представители которого рассказывают о том, как будут проходить экзамены, на что обратить внимание в подготовке.

Тем не менее, современная школа – это не только и не столько оборудование, сколько учителя…

– Это вне сомнения! Это учителя опытные и современные, которые овладели компьютерной грамотностью. Мы стараемся, чтобы в пятых классах и в старшей школе

педколлектив составляли преподаватели только высшей или первой квалификационной категории. Все учителя помимо стандартных курсов повышения квалификации, участвуют в семинарах, вебинарах и профессиональных конкурсах. Так, заместитель директора по начальной школе Калганова Наталья Евгеньевна стала победителем Всероссийского конкурса «Мой первый учитель».

Говорят, что в школе главный человек – ученик, но без учителей никакой образовательный процесс невозможен. Ощущается нехватка кадров?

– Несмотря на то, что наш педколлектив полностью укомплектован, эта проблема остается насущной. И дело, как вы понимаете, в неконкурентоспособной заработной плате учителей. В целом по городу есть отток кадров, которые устремляются в столицу, поэтому задача руководителей региона подумать о повышении окладной части – её необходимо увеличить не за счет внутренних, а за счет внешних резервов. Кроме того, появились изменения в законодательстве, которые позволяют набирать студентов на работу в школу.

Возникает логичный вопрос: тогда каким может быть качество образования? Я могу представить, что есть очень талантливые, умные студенты, но они никогда не заменят опытного педагога с высшим специальным образованием, который обладает знаниями по педагогике, психологии и, естественно, своему профильному предмету. Стоит отметить, что у нас в большинстве своем и дети, и родители с высоким уровнем претензий к мастерству педагога. Поэтому в гимназиях и лицеях работать сложнее – необходимо реализовывать программу повышенного уровня, когда работаешь со способными детьми. Дети талантливые – это особые дети, соответственно, и потребности у них особые.

В чем заключаются особенности образовательного процесса при наличии интернета, когда любую информацию можно найти через компьютер, планшет или телефон?

– Теперь не надо навязывать такую составляющую, как знание, которое можно получить где угодно: в книгах или интернете. Теперь задача педагога – научить получать информацию, отсеивать хорошее от плохого, что особенно важно. Именно поэтому программы «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда» идут в тандеме. Эти две составляющие очень важны. Мы должны учить каждого ребенка и развивать его способности в наших условиях. Успех каждого – это главная цель, к которой мы стремимся в отношении учеников. И здесь очень важна обстановка, которая царит в школе: должно быть спокойно, уютно, тепло и главное, интересно! Школе не нужны революции. Это ни к чему! Цикл школьной жизни достаточно длительный – 11 лет. И главное, что всё было проникнуто любовью к детям, к учителю, – это основной принцип педагогики.

Как сегодня, когда отменили официальные звания лицеев и гимназий, вы отвечаете на вопрос: в чем отличие 44-ой от других общеобразовательных школ?

– Прежде всего важно, что мыделаем акцент на профильном образовании, даем предпосылки всем тем, кто хочет связать себя с той или иной профессией, где потребуются углубленные знания по физике, математике, информатике, химии, экономике, праву. Программа повышенного уровня – вот что отличает нас от других. Еще много лет назад до реформ, связанных с ФГОС, другие школы определяли себя как профильные, но не брали программы по преподаванию математики повышенного уровня. У нас же математические классы были всегда. Теперьуже в 5 классе введен курс «Основы исследовательской деятельности», в седьмом – начинается предпрофильная, вводная подготовка, например, пропедевтика химии, а дальше с 8 класса –

предпрофильный и профильный этап.

Что можно противопоставить всё чаще звучащим мнениям о том, что «образование сейчас никакое», советское было лучше» и т.п.?

– Это связано с индивидуальной работой школы, каждой в отдельности. Главная наша задача – реализовывать образовательные программы, а не натаскивать на ГИА, которая происходит в 9 классе (ОГЭ) и 11 классе (ЕГЭ). Сама идея – объединить выпускные экзамены в школе и вступительные в вузе – очень неплохая, и если человек старательно учился все 11 лет, он обязательно сдаст ЕГЭ. Конечно, очень многое лежит на совести педагогов и школы. Поэтому ещё раз повторюсь: важно, чтобы учитель не думал о хлебе насущном, а для этого и нужна достойная зарплата. Государству нужно думать о том человеке, который дает основу всему, создает будущее. И учитель будет успешным только в том случае, если о нем будет заботиться государство.

Сегодня наш лицей выпускает уже третье или даже четвертое поколение: отцы, деды и сыновья выбирают нашу школу для своих детей, понимая ценность традиций, преемственности поколений, которая в сочетании с современными подходами и новыми формами работы дает наилучший результат. И мы всех встречаем с распростертыми объятиями. Добро пожаловать в лицей!