Перстень вместо расстрела

Почти 15 лет в Липецке ежеквартально выходит литературный журнал «Петровский мост». Он знакомит читателей с достойными образцами современной прозы и поэзии, публицистики и краеведения, литературной и художественной критики; не только публикует произведения местных писателей, но и отдаёт часть страниц авторам из других регионов России, возрождая единое культурное и литературное пространство.

Однако есть у журнала и другая изюминка: открытие новых литературных имён. Одно из недавних – Игорь Фёдоров, предприниматель, автор нескольких книг детских сказок и киносценариев. Повесть «Реквием бабьего лета» («Петровский мост», 2022, № 4) – его дебют в серьёзной прозе. Дебют, надо признать, удачный: содержательно суровый и художественно убедительный, а в целом – с твёрдой заявкой на дальнейшее творческое развитие.

Действие повести разворачивается в двух временных отрезках и в двух географических точках. Начало и конец его – наши дни, Швейцария, Берн, престижный банк и его супербогатый руководитель.

А более протяжённая середина повествования охватывает всего одни сутки из жизни еврейской семьи Разумовских в захваченном фашистскими оккупантами Киеве. Аркадий, потомственный сапожник и владелец маленькой мастерской, лелеет иллюзорную, но быстро тающую надежду на «культурную нацию», представители которой предписали всем евреям «собраться на сборном пункте для переезда на другое место жительства». Рахиль, его жена, готовит нехитрый ужин; Яша и Фима, восьмилетние близнецы, беззаботно играют в будённовцев. 28 сентября 1941 года, канун Бабьего Яра…

И вдруг появляется «сосед-хитрован», новоявленный полицай и ярый антисемит Микола по прозвищу Красный, «скверно выбритый плюгавенький мужичонка». Поступив на службу к оккупантам, он стремится при любом удобном случае извлечь максимальную выгоду из своего нового положения. Предупредив о том, что ждёт завтра семью Разумовских и остальных его соплеменников, Красный предлагает помощь. Оказывается, каждое утро он вывозит из города три бочки навоза из немецких конюшен (многоговорящая подробность!); две уже заняты, а третья пока свободна. Но спастись таким способом может лишь один человек, и, конечно, не за просто так. В итоге Разумовским пришлось заплатить (вкупе с пачкой денег, продуктами и женским пальто) семейной реликвией – очень дорогим перстнем с выгравированной дарственной надписью Екатерины II.

Перед Аркадием и Рахилью встала страшная и мучительная дилемма – выбрать, кому из двух горячо любимых сыновей остаться жить, а кому быть расстрелянным вместе с родителями. И здесь писатель проявил себя тонким психологом. Благодаря его умению работать со словом и деталями характеры и переживания персонажей прорисованы ярко и пронзительно достоверно; кроме того, при чтении возникает эффект присутствия. Мы не видим ни одного фашиста, да и сама трагедия Холокоста не показана, но она – грядущая – ощущается почти физически как нечто чёрное, неотвратимое, зловещее. И среди той тревожной ночи – яркая вспышка любви, страстной, всепоглощающей, самозабвенной. Последней для Аркадия и Рахили…

В тексте практически не встречается прямых авторских эмоциональных оценок и обвинений; ужас и бесчеловечность изображённых событий (особенно выделяется жуткий эпизод с проверкой содержимого бочек на посту при выезде из города) побуждают читателя самому дать яростные, беспощадно точные определения происходящему, заклеймить украинских прислужников фашизма, психически ущербных нелюдей.

Два полюса жизни – еврейский мальчик Яша, чудом избежавший смерти, и глубокий старик, банкир герр (злая гримаса судьбы!) Разумовский по прозвищу Везунчик… На пороге ухода в лучший мир к нему вернулось не просто уникальное ювелирное украшение, а последняя память о расстрелянной семье, и за эту память без тени колебаний отдана баснословная сумма в евро. Кольцевая композиция сюжета приобретает символический смысл, заключающийся в единстве, вечности, соединении времён.

Уничтожение людей по национальному признаку остаётся величайшим по гнусности и варварству преступлением во все века. И потому трагический и предупреждающий пафос повести звучит сегодня более чем своевременно.

Александр Бойников,

кандидат филологических наук,

г. Тверь