ЭКСПОРТ СПОСОБСТВУЕТ ДРУЖБЕ

Вот уже три года существует Центр поддержки экспорта Липецкой области. Действует он на площадке Автономной некоммерческой организации «Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Липецкой области» (АНО «ЦПЭ Липецкой области). Учредителями его являются администрация региона и Союз «Липецкая торгово-промышленная палата». Возглавляет организацию Василий Анатольевич Гольцов.

— Что представляет собой центр, как функционирует, какие задачи ставит перед собой, какую роль играет в жизни нашего региона?

— Изначально он создавался для увеличения роста валового внутреннего продукта в Липецкой области. Как известно, этот продукт складывается по определенной формуле. Сегодня двадцать пять процентов ВВП – это экспорт. Но если мы посмотрим на структуру экспорта Российской Федерации, то увидим, что около семидесяти процентов его — это сырьевой экспорт, то есть газ, уголь, лес, нефть и так далее. Однако у развитой страны, к каковой относится сегодня Россия, доля сырьевого экспорта должна быть кардинально меньше. Семьдесят процентов должна составлять переработка сырья, а в конечном итоге и продукция.

Государство это понимает, поэтому и появились национальные проекты, которые должны способствовать развитию нашей страны. Среди них есть и проекты по развитию малого и среднего бизнеса, международной кооперации, экспорта. Добиться роста ВВП можно именно за счет малых предприятий. Поэтому целями нашего центра являются стимулирование и вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность, содействие их выходу на иностранные рынки товаров, услуг и технологий, помощь в повышении конкурентоспособности и эффективности их деятельности.

При росте экспорта за счет вовлечения в него малого и среднего бизнеса на четыре процента ежегодно, мы сможем ВВП поднимать на один процент в год, но если работать более активно, то ВВП может подняться и до двадцати пяти процентов в год. Как вы помните, в две тысячи четырнадцатом году началась санкционная эпопея. Курс валют вырос, а рубль ослаб, но это способствовало тому, что экспорт стал более конкурентоспособен. Импортные товары, оборудование, технологии подорожали, и мы начали усиленно это преодолевать.

Государство воспользовалось моментом. Торгово-промышленная плата, как крупнейшая бизнес структура региона, в уставе которой говорится о поддержке предпринимательства, в том числе и на международной арене, создала на своей базе структуру, призванную заниматься поддержкой внешнеэкономической деятельности. У нас она была создана в две тысячи четырнадцатом году, но в шестнадцатом году Министерство экономического развития начала создавать сеть Центров поддержки экспорта в регионах.

Поскольку у нас уже существовала определенная база, то на ней и была создана организация, о которой мы говорим. Федеральная и региональная власть дает нам деньги, а мы даем им подготовленные кадры, инфраструктуру, международные контакты, а это и торговые представительства Российской Федерации в разных странах, и представительства Торгово-промышленной палаты в России и за рубежом и так далее. Мы в плане этой деятельности очень хорошо стартовали и до сих пор являемся одними из лидеров. В рейтинге Центров поддержки экспорта России мы занимаем четвертое место.

— Что предлагает ваша организация малому и среднему бизнесу?

— У нас есть ряд услуг, которые мы финансируем полностью или частично. Это организация выставок, ярмарок в России и за границей. Ведь именно на этих мероприятиях многие предприниматели находят своих партнеров, люди обмениваются информацией, обсуждаются условия совместной работы, заключаются контракты и так далее. Самой затратной статьей в этом плане является сама выставочная площадь. У нас есть возможность финансировать ее, причем, мы не являемся посредниками. Соответственно, это позволяет избавиться от лишней бюрократии, ненужной документации и траты денег.

Еще мы организуем бизнес-миссии как в России, так и за рубежом. Что они означают? В определенной стране или регионе, под какое-то определенное предприятие мы ищем конкретного контрагента. Мы их сводим, они договариваются и начинают совместную деятельность. Оказываем сопутствующие услуги, например, это создание, модернизация, перевод интернет-сайтов, решаем вопросы по сертификации товаров и услуг. Проводим консультирование, обучение, семинары, круглые столы. Практически раз в два дня каждую неделю у нас что-то подобное проходит.

Сейчас мы запустили первую в стране программу по акселерации экспортной деятельности. Действует она на базе Сбербанка России, поскольку он обладает хорошей инфраструктурой подготовки в плане обучения. У них есть свои лекторы, которые проходят стажировки, имеют хорошую подготовку. Занятия уже начались. Принимают в них участие порядка двадцати пяти компаний малого и среднего предпринимательства. В итоге обучающийся должен получить необходимые знания по экспортированию продукции.

Помимо Центра экспорта в автономную некоммерческую организацию также входит Центр поддержки предпринимательства, который занимается больше обучением, семинарами и развитием межрегиональных отношений. Приведу такой пример, в Данковском районе проходил бизнес-форум. И там выступили представители двух предприятий, которые друг о друге даже не знали. После форума эти предприятия решили сотрудничать. Поэтому кроме экспорта, нужно развивать и внутренние отношения. Еще мы проводим экспертизу внешнеэкономических проектов и сделок, маркетинговые исследования, осуществляем мероприятия по защите интеллектуальной собственности.

— Почему экспорту уделяется столько внимания?

— Для любого предприятия это лекарство, помогающее ему преодолеть кризис. Соответственно, это расширение рынков сбыта. А если увеличиваются рынки, то нужно производить больше продукции, начинается рост объемов производства, где-то умножается штат сотрудников. Все это приводит к увеличению валового регионального продукта, а затем и к увеличению ВВП всей страны. К тому же торговля сближает народы, появляется некая зависимость друг от друга.

Здесь особенно важен малый и средний бизнес, поскольку предприниматели легче находят общий язык, они не подвержены каким-то глобальным проблемам между странами. Они видят экономическую выгоду и начинают совместную работу даже назло санкциям. Через рост товарооборота, экспорта, в конечном итоге мы выходим на стабильные политические отношения и, соответственно, союзнические. Сегодня мы работаем с тридцатью государствами. Понятно, что страны СНГ и Евразийского экономического сообщества выделяются из этого списка, но они и должны выделяться, ведь эти союзы и создавались для нашего сотрудничества, но также мы работаем и со странами Европы.

А еще с таким государствами как Ирак, Иран, Гана, Афганистан. У нас развиваются взаимные торговые связи с Пакистаном, Гвинеей, Саудовской Аравией, Бахрейном. В эти страны поставляется не сырье, а именно реальные услуги, продукты, товары. В основном это машиностроение, металлопродукция, сельхозпродукция. Мы, например, поставляем в некоторые страны удобрения, зерновые, бобовые, сахар. Кстати, на федеральном уровне запланировано поднять экспорт в сельском хозяйстве до сорока пяти миллиардов долларов США. С учетом того, что в Липецкой области сельское хозяйство развивается успешно, мы можем занять определенную нишу.

— Какие предприятия входят в реестр экспортеров Липецкой области?

— Это, например, ООО «Восстановление», ООО «ПластиФорм», ООО «Лебедянский машиностроительный завод». А также ООО «Металл Трейд», ООО «Пралине», ООО «Завод магнитных плит», ООО «Добрый текстиль». АО «Липецкое станкостроительное предприятие», ООО «Фирма «Аэролайф», ООО «Стройнэт» и другие. На сегодняшний день это семьдесят пять предприятий, ведущих различные виды деятельности. Центр поддержки экспорта не отказывает никому, главное, чтобы у предпринимателя был тот продукт, который действительно можно предложить зарубежным или российским партнерам.

— Что было сделано в этом году?

— Мероприятий прошло много. Например, наши предприниматели участвовали в международных выставках в Азербайджане, Киргизии, Казахстане, Белоруссии, Узбекистане. А также в Эфиопии, Финляндии, Турции. Мы подготавливали как коллективные, так и индивидуальные стенды. Участвовали в выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Были бизнес-миссии в Германии, Италии, Китае, Словении. Принимали бизнес-делегцию из Армении. Год получился достаточно насыщенным и интересным в плане сотрудничества с предпринимателями из других стран. Были также обучающие семинары, круглые столы, конференции, но и многое другое.

— Какие у вас планы на две тысячи двадцатый год?

— Сейчас начинает работу федеральный проект «Мой бизнес». Все центры инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства будут объединены под его крышей. То есть это будет и экспорт, и предпринимательство, и кластерное развитие, и инжиниринг, и многое другое. Сейчас мы эту работу настраиваем, направляем на обучение людей, занимаемся развитием этого проекта. Также планируем участие в международных выставках и выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Например, в феврале состоится международная экспозиция в Узбекистане, в марте в Казахстане и Белоруссии.

Для справки:

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Липецкой области в 2019 году составил более 4 миллиардов долларов США. Доля экспорта в объеме внешней торговли – 76%, импорта – 24%. Объем экспорта составил свыше 3 миллиардов долларов США. На долю стран дальнего зарубежья приходится 90% экспорта, на долю стран СНГ – 10%. По объему экспорта Липецкая область занимает 3 место в ЦФО (после Москвы и Московской области).

Доля несырьевых товаров в общем объеме экспорта составляет 99%. В структуре экспорта Липецкой области доля продукции из черных металлов составила 87%, продукции АПК – 9%, машиностроительной продукции – 3%, минеральной и химической продукции – 1%. Объем импорта составил 980 миллионов долларов США. Ведущими партнерами Липецкой области во внешней торговле стали Мексика (19%), Турция (18%), Бельгия (17%), Дания (6%), Беларусь (5%), Германия (4%).

Андрей МАРКОВ.